|
Занятие: «Счастливая семья».
Задачи занятия:
- Оказание эмоциональной поддержки родителям.
- Снятие чувства напряжения и тревоги.
Структура
занятия:
- Упражнение «Ластик».
- Упражнение «Привет».
- Упражнение «Положительные и отрицательные
качества ребенка».
- Упражнение «Я – ребенок».
- Упражнение «Безоценочное восприятие».
- Упражнение «Я забочусь …».
- Упражнение «Я-высказывание».
- Упражнение «Передай сигнал».
- Арт-терапия «Мой ребенок».
- Музыкальная релаксация.
- Работа по подгруппам «Права родителей и детей».
- Рефлексия занятия. Прощание.
Материалы: ластик, бумага, ручки, краски,
спокойная музыка, ватман.
Ход занятия
1.
Упражнение «Ластик».
Ведущий прячет в
помещении ластик (на видном месте). Участникам необходимо найти его и, не
подавая вида, сообщить об этом ведущему на ухо, а затем сесть в круг. Обратная
связь.
2.
Упражнение «Привет».
Участники встают лицом в
круг. Водящий ходит за спинами других касается кого-нибудь. Затем он должен
оббежать весь круг, а тот, кого коснулись, бежит в противоположном направлении.
Когда они встретятся на противоположной стороне круга, им необходимо
поздороваться, обратившись по имени (напр. «Привет, Ирина!»). Затем они
стремятся добежать до свободного места. Тот, кто не успел, становится водящим.
- Упражнение «Положительные и отрицательные качества
ребенка».
Инструкция: разделите лист бумаги на
две части. В первой части составьте список положительных качеств ребенка. Во
второй опишите те качества ребенка, которые вам не нравятся в нем. Сравните эти
два списка.
Посмотрите
на список нежелательных качеств ребенка, подумайте какие качества можно
изменить, какие нельзя, какие зависят от вас, вашего отношения к ребенку, а
какие нет.
Попытайтесь
посмотреть на негативные качества по-другому, найдите в них что-нибудь
положительное. Например, вы написали, что ребенок очень медлителен. Что можно
найти положительного в этом качестве? Оборотной стороной медлительности,
возможно, является то, что ребенок все выполняет без спешки и качественно.
Часто
отвержение ребенка связано с тем, что самого родителя отвергали в детстве. Задача родителя принять, полюбить самого себя.
- Упражнение «Я – ребенок».
Инструкция:
выберите какой-нибудь тяжелый период вашего детства. Каким вы видите себя –
ребенка? Он сидит, стоит… обратитесь к нему, скажите ласковые слова,
посоветуйте ему что-нибудь. Будьте ему таким родителем, какого вы сами хотели
бы иметь. Возьмите в руки мягкую игрушку, которая будет изображать ребенка,
которым вы были. Приласкайте, побаюкайте ее.
Данное упражнение следует
проводить только опытному тренеру и только в зрелой группе, т.к. оно вызывает
сильные переживания, которые не всегда могут быть поняты и приняты менее зрелой
группой. Ведущий группы должен быть подготовлен к тому, чтобы помочь членам
группы справиться с эмоциями.
Общение в нашей культуре
поведения очень оценочно. Вспомните, сколько ярлыков мы навешиваем, говоря о
ком-то: «он глупый», «она ничего не умеет делать хорошо» и.т.д. Однако, для
психологического благополучия ребенка важно, чтобы общение с ним было
безоценочным.
- Упражнение «Безоценочное восприятие».
Участники в парах по
очереди описывают друг друга в течение 5 мин. Все характеристики должны носить безоценочный характер. Обратная связь в парах.
Затем родителям необходимо
переключить внимание на своего ребенка и постараться посмотреть на него совершенно
новым взглядом.
Обсуждение:
- Замечаете что-нибудь новое?
- Что вы склонны оценивать в своем
ребенке, может быть вы найдете то, за что постоянно его критикуете?
- Упражнение «Я забочусь …».
Инструкция: представьте себе всех тех людей, о которых вы должны
заботиться, за жизнь и поведение которых чувствуете ответственность. Составьте свой список. Озвучивание списков. Обсуждение:
- «Включил(а) ли я себя в этот список?»
Многие родители вкладывают много
сил и энергии в заботу о людях и с готовностью распространяют эту заботу на
кого угодно, за исключением самих себя. Разве не очевидно, что это является
непосильной ношей для внутреннего «Я» любого человека?
Можно сказать, что у нас есть еще
один ребенок, которому мы уделяли мало внимания. Этот ребенок – ваше собственное
внутреннее «Я». Не кажется ли вам, что в каком-то смысле вы похожи на мачеху из
сказки, ведь вы обращаетесь с вашим внутреннем ребенком как с Золушкой?
Проверьте, насколько подходит для вас такого рода идея: «Я не должен(на)
посвящать всего себя кому-либо еще. Я в долгу, прежде всего, перед самим(ой) собой».
- Какие чувства вызывают у вас следующие утверждения?
Я имею право:
- побыть в одиночестве;
- на уважительное обращение;
- быть счастливым(ой);
- свободно распоряжаться своим временим.
- Кто несет ответственность за то, чтобы я обладал(а) этими правами?
Примерьте на себя также идею: «Я должен(на) предоставить эти права своему
внутреннему Я».
Нужно, чтобы вы вернули самих
себя – ваши нужды, потребности и переживания – в ситуацию общения с ребенком.
Для этого надо научиться думать и говорить на языке вашего внутреннего «Я»,
т.е. на языке положительных Я-высказываний.
- Упражнение «Я-высказывание».
Инструкция:
прямо сейчас сформулируйте несколько я-мыслей. Закончите каждое из предложений
тремя различными способами, просто для того, чтобы почувствовать вызываемые ими
ощущения:
- Я чувствую себя…возбужденным
(преисполненным надежды, озадаченным, голодным, раздосадованным).
- Я хочу…(иметь больше хороших
друзей, отдохнуть, уважительного отношения к себе).
- Я собираюсь… (пойти спать, поехать
на отдых, заботиться о себе).
Возьмите за правило каждый день
на следующей неделе составлять и произносить вслух, по крайней мере, по три
таких предложения: я чувствую, я люблю, я хочу.
В ситуации общения с ребенком
старайтесь ориентироваться на собственные ощущения. Ваш внутренний сигнальщик
подскажет, что вам сказать и что сделать. Например, подросток включил очень
громкую музыку. Наиболее распространенная реакция будет: «Выключи сейчас же.
Можно оглохнуть!» вы выражаете свое недовольство, но не осознаете, почему вас
не устраивает эта громкая музыка. Прислушайтесь к своим внутренним ощущениям.
Может быть, вы устали и хотели тишины? Скажите об этом: «Я устала и хочу побыть
в тишине».
- Упражнение «Передай сигнал».
Участники с закрытыми
глазами встают в круг, в затылок друг к другу и по очереди передают какое-либо
движение. Оно должно вернуться к участнику и тогда следующий по очереди
передает другое движение.
- Арт-терапия «Мой ребенок».
Инструкция:
вспомните ваши ощущения, с которыми вы
ожидали своего ребенка. Изобразите их красками. Не бойтесь несовершенства вашей
техники. Для вас главное – совершенствование ваших ощущений и чувств.
Каким вы видите вашего ребенка
теперь? Не стремитесь передать в рисунке все проблемы, которые связываются в
вашем сознании с ним. Участники приступают к рисованию. Затем родители комментируют свои работы.
Психолог подводит итог: «Каким бы
он ни был, он все равно РЕБЕНОК, ваш ребенок. Он нуждается в вашей любви и
заботе. А эти чувства всегда во все времена существования человечества были
прекрасны. Желаю вам успехов на этом
пути».
Инструкция:
займите удобное положение. Полностью расслабьтесь. Сосредоточьтесь только на
моем голосе. Старайтесь выполнять то, что я говорю. Слушайте только меня.
Отвлекитесь от ваших проблем. Сейчас этих проблем нет. Есть только вы и ваши
ощущения. Почувствуйте, как расслабляется все ваше тело, каждая часть вашего
тела. Голова легкая. Она свободна от тяжести и проблем. Расслабьте вашу грудь.
Ей легко. Почувствуйте, как легко дышится вашей груди. Дышите глубоко, свободно
(3 раза). Расслабьте ваши руки. Почувствуйте легкость в руках. Ваши руки
легкие, сильные. Ощутите расслабленными ваши ноги. Все тяжесть и усталость
ваших ног ушли вниз, в пол, в землю. У вас легкие, быстрые ноги. Дышите
глубоко, свободно (3 раза). Вы легки, проворны, сильны (3 раза). Ваше тело
легкое, проворное, сильное (3 раза)…и вы отдохнули…открывайте глаза…как вы себя
чувствуете?
- Работа по подгруппам: «Права родителей и детей».
Участники делятся на подгруппы,
одна из которых формулирует права
ребенка, а другая – права родителя. Далее происходит взаимное предъявление этих
прав друг другу и утверждение всего списка при взаимном согласии. Принятые права фиксируются на листе ватмана.
- Рефлексия занятия. Прощание.
|