|
АДМИНИСТРАЦИЯ БАЛАХНИНСКОГО РАЙОНА
МЕЖОТРАСЛЕВОЙ ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ПЕРЕПОДГОТОВКИ РУКОВОДЯЩИХ КАДРОВ
Нижегородского архитектурно-строительного университета
ФОНД «ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ ГОРОДА»
Стратегия социально-экономического развития муниципального образования «Балахнинский район» до 2015 года
Стратегия разработана при поддержке программы «Малые города России» Института «Открытое общество» (Фонд Сороса - Россия)
Балахна 2002
Список участников разработки:
-
Власов В.И. - глава администрации Балахнинского района, руководитель проекта «Стратегия социально-экономического развития муниципального образования «Балахнинский район»;
-
Обухов О.Н. - начальник управления по экономическим вопросам, антимонопольной политике, промышленности и предпринимательству, заместитель главы администрации Балахнинского района, руководитель группы стратегического планирования Балахнинского района;
-
Блинков В.И. - заместитель главы администрации Балахнинского района, член группы стратегического планирования Балахнинского района;
-
Чиненкова Е.И. - начальник отдела по экономике, прогнозированию и предпринимательству администрации Балахнинского района, член группы стратегического планирования Балахнинского района;
-
Балакина О.А. - заместитель начальника финансового отдела администрации Балахнинского района, член группы стратегического планирования Балахнинского района;
-
Маклагин А.А. - начальник управления сельского хозяйства, торговли, бытового обслуживания и защиты прав потребителей, заместитель главы администрации Балахнинского района, член группы стратегического планирования Балахнинского района;
-
Поляков К.Н. - председатель КУМИ администрации Балахнинского района, член группы стратегического планирования Балахнинского района;
-
Неимущев М.А. - начальник отдела по промышленности, антимонопольной политике и труду администрации Балахнинского района, член группы стратегического планирования Балахнинского района;
-
Ширшицких А.И. - начальник отдела народного образования администрации Балахнинского района, член группы стратегического планирования Балахнинского района;
-
Горбухов С.Е. - главный врач МП «ЦРБ» администрации Балахнинского района, член группы стратегического планирования Балахнинского района;
-
Кудицкая С.В. - начальник отдела культуры администрации Балахнинского района, член группы стратегического планирования Балахнинского района;
-
Чапутин А.Н. - начальник управления по делам молодежи, физкультуры и спорта администрации Балахнинского района, член группы стратегического планирования Балахнинского района;
-
Химорода А.С. - директор МИФ «Балахнинский дом малого бизнеса», руководитель филиала учебно-делового центра Морозовского проекта (УДЦ СИПК ННГАСУ), член группы стратегического планирования Балахнинского района;
-
Левкович А.Н. - директор МКУ «Служба заказчика ЖКУ», член группы стратегического планирования Балахнинского района;
-
Балашова С.В. - начальник правового отдела администрации Балахнинского района, член группы стратегического планирования Балахнинского района;
-
Масленникова Е.Л. - гл.специалист отдела по экономике, прогнозированию и предпринимательству администрации Балахнинского района, секретарь группы стратегического планирования Балахнинского района;
-
Цибовский В.С. - директор МУ «Центр социальной помощи населению»;
-
Канаков Г.В. - директор МИПК ННГАСУ; председатель Совета директоров учебных заведений Системы повышения квалификации кадров Нижегородской области, профессор, к.т.н.;
-
Терехина Т.А. - советник полномочного представителя Президента РФ в Приволжском федеральном округе;
-
Теодорович М.Л. - советник губернатора Нижегородской области по вопросам экономического и территориального развития, заведующий кафедрой «Управления маркетингом» МИПК ННГАСУ, профессор, к.т.н;
-
Лимаренко В.И. - министр строительства и ЖКХ Правительства Нижегородской области, заведующий кафедрой «Управление строительством и ЖКХ» МИПК ННГАСУ;
-
Бородачев В.В. - министр имущественных отношений Правительства Нижегородской области, заведующий кафедрой «Управление государственным имуществом» МИПК ННГАСУ, профессор, к.э.н;
-
Сериков А.А. - депутат Законодательного Собрания Нижегородской области, член комитета Законодательного Собрания Нижегородской области по вопросам государственной власти и местного самоуправления, профессор кафедры «Экономика и управление производством» МИПК ННГАСУ, к.э.н.;
-
Шаронов А.Г.- депутат Законодательного Собрания Нижегородской области, член комитета по бюджету Законодательного Собрания Нижегородской области, председатель правления НБД-банка;
-
Коновалова М.В. - заместитель директора МИПК ННГАС, доцент кафедры «Экономика и управление производством» МИПК ННГАСУ;
-
Воробьев В.А. - доцент кафедры «Управления маркетингом» МИПК ННГАСУ.
Обращение к жителям Балахнинского района
Жизнь не стоит на месте и важно соответствовать запросам времени, стремиться к этому всеми силами.
Чтобы не сдать позиции в усиливающейся конкурентной борьбе, чтобы быть более эффективными, мы переходим на новые принципы управления, успешно апробированные в мировой практике – на принципы стратегического управления.
Главное в стратегическом управлении - это консолидация усилий власти и бизнеса, общественности в целях максимального использования имеющихся у района преимуществ.
Как свидетельствует мировая практика самый сильный импульс движения вперед закладывается именно в консолидации усилий и интересов власти, бизнеса, творческой элиты и общественных инициатив граждан. Консолидация усилий тогда дает нужный эффект, когда она отвечает общим целям и адекватна запросам времени.
Процесс разработки и воплощения СТРАТЕГИИ в жизнь обеспечивает концентрацию усилий и ресурсов всего сообщества на самых важных для муниципального образования направлениях. Концентрация усилий становится действенной и эффективной при условии того, что объединение ресурсов, «новый договор общественного согласия», происходит на основе активного диалога позиций и интересов всех ведущих сил сообщества, когда вовлеченные стороны, прежде всего власть и бизнес, берут на себя добровольные обязательства следовать совместно выработанным приоритетам.
СТРАТЕГИЯ необходима для обеспечения высокой конкурентоспособности района в борьбе за инвестиции, высококвалифицированную рабочую силу и передовые позиции в международном сотрудничестве.
Разработка СТРАТЕГИИ социально-экономического развития фиксирует ясность целей и перспектив движения вперед для всех, кто живет и трудится в районе. Цель движения, миссия нашего муниципального образования – Балахнинского района нам сейчас представляется так: «Быть промышленным и культурным центром, где потомки Кузьмы Минина живут достойно сейчас и с уверенностью смотрят в завтрашний день».
СТРАТЕГИЯ, наконец, провозглашает открытость и надежность для инвесторов. Наличие СТРАТЕГИИ, соответствующей мировым стандартам и требованиям, необходимо для крупных инвестиционных проектов с иностранным и российским участием.
С разработкой данного документа работа над СТРАТЕГИЕЙ не заканчивается. Сейчас сделаны только первые шаги, направленные на создание эффективных управленческих механизмов, позволяющих отслеживать изменения и адекватно на них реагировать.
В этой работе предстоит учесть очень многое. Поэтому нам важно Ваше мнение, активное участие в формировании нашей СТРАТЕГИИ, ее управленческого инструментария. Нашу работу мы построили через анкетные опросы, диалоги в экспертных группах, публикации положений СТРАТЕГИИ в СМИ. Мы пытаемся создать возможности для непосредственного участия жителей района в ее разработке и реализации.
Ваши предложения по улучшению СТРАТЕГИИ – это реальные шаги, которые позволят изменить жизнь в районе к лучшему и обеспечить уверенность в будущем наших детей.
Глава администрации Балахнинского района В.И. Власов
СОДЕРЖАНИЕ
Миссия и видение................................................................................................................................................................. 6
Миссия муниципального образования......................................................................................................... 6
Желательный облик муниципального образования и его место в экономике в результате реализации СТРАТЕГИИ....................................................................................................................................................... 6
Ориентиры и тенденции, на которые надо выйти по этапам реализации СТРАТЕГИИ... 7
Анализ ситуации и динамика ее развития....................................................................................................... 7
Общая характеристика Балахнинского района..................................................................................... 7
Общая характеристика населения и демографической ситуации в районе...................... 8
Общая характеристика экономики района................................................................................................ 9
Общая оценка конкурентоспособности предприятий района..................................................... 10
Состояние муниципального хозяйства и структура бюджета................................................. 10
Структуры управления районом и соответствие существующей системы управления целям СТРАТЕГИИ................................................................................................................................................................................... 11
Сопоставительная оценка уровня жизни населения........................................................................ 12
Динамика основных индикаторов социально-экономического развития Балахнинского района............................................................................................................................................................................................................ 13
Наиболее острые социально-экономические проблемы развития Балахнинского района 13
Интегральная оценка социально-экономической ситуации в Балахнинском районе 14
Цели и ресурсы стратегического развития................................................................................................ 15
Стратегические цели развития Балахнинского района.................................................................. 15
Приоритеты развития и точки роста................................................................................................................ 15
Предпосылки и ресурсы муниципального развития........................................................................... 16
Стратегические направления развития, ключевые задачи и основные мероприятия до 2005 года............................................................................................................................................................................................................ 17
Ключевые элементы СТРАТЕГИИ............................................................................................................................ 23
Сохранение и улучшение здоровья сообщества...................................................................................... 23
Развитие малого предпринимательства..................................................................................................... 24
Развитие отраслей материального производства............................................................................... 25
Необходимые изменения в экономическом законодательстве................................................. 26
Необходимые изменения в структуре управления Балахнинским районом.................... 27
Реализация СТРАТЕГИИ................................................................................................................................................... 28
Основные индикаторы и ожидаемые результаты................................................................................ 29
«Распределение оценок города по нескольким критериям говорит о том, что опрошенные эксперты одновременно объективны – они видят узкие стороны города, его недостатки, неустроенность, многие другие проблемы, и субъективны, потому что любят свой город, он для них не чужой и это объединяет не только экспертов и общественность, но и все население района. Распределение ответов по шкале «свой-чужой» вселяет уверенность, что балахнинцы найдут силы и средства сделать свою жизнь лучше, чем она есть сегодня.»
(Из заключения Нижегородского филиала Института социологии РАН по результатам опроса экспертов и общественности по проблемам социально-экономического развития Балахнинского района)
Миссия и видение
Миссия муниципального образования
Быть промышленным и культурным центром, где потомки Кузьмы Минина сегодня живут достойно и с уверенностью смотрят в завтрашний день.
Желательный облик муниципального образования и его место в экономике в результате реализации СТРАТЕГИИ
-
Естественные преимущества территории – природные богатства (лесные, водные, земельные) используются рачительно и эффективно.
-
Население района – физически здоровое, социально-активное и динамично-развивающееся.
-
Промышленность района активно развивается на основе развития межрегиональных и международных связей, вовлечения в хозяйственные связи малых предприятий района.
-
Развитие кооперационных связей и внедрение современных технологий в сельскохозяйственное производство, развития крестьянских (фермерских) и личных подсобных хозяйств граждан позволяет обеспечить продовольственную независимость района.
-
Стабильное функционирование систем жизнеобеспечения, высокое качество услуг, развитая коммуникационная, деловая, инновационная, культурная и инфраструктура отдыха и туризма способствуют росту привлекательности территории.
Реализация существующих тенденций развития может привести к снижению конкурентоспособности экономики района и ухудшению уровня жизни населения района на фоне мировой, российской и областной экономики. Об этом свидетельствуют целевые показатели развития района до 2005 и на перспективу до 2015 года, разработанные на первоначальном этапе работы над СТРАТЕГИЕЙ.
Обобщающее стратегическое видение социально-экономического развития Балахнинского района и основные контуры СТРАТЕГИИ сформированы с активным участием специалистов и общественности района. Результаты опросов экспертов и населения Балахнинского района представлены в томе Приложений. Важнейшим результатом работы над СТРАТЕГИЕЙ явилось изменение представлений о возможностях, потенциале и ориентирах развития района, что нашло отражение в томе Приложений, где представлены результаты работы в тематических группах по 75-ти критериям от 150-ти работников в 10-ти экспертных группах.
Ориентиры и тенденции, на которые надо выйти по этапам реализации СТРАТЕГИИ
2 этапа реализации стратегии:
- краткосрочный – до 2005 года; - долгосрочный – до 2015.
Основные тенденции, на которые необходимо выйти после 1-го этапа:
-
Рост числа занятых в малом бизнесе и предпринимательстве, рост вклада от малого предпринимательства в бюджет района, рост числа конкурентоспособных рабочих мест.
-
Относительное повышение среднедушевых доходов населения и снижение доли населения, склонной к порокам: алкоголизму, наркомании, бродяжничеству, проституции.
-
Улучшение качества обслуживания жилого фонда.
-
Рост благоустроенности жилых территорий и улучшение их санитарного состояния.
-
Повышение безопасности проживания.
Основные индикаторы изменений и их значение к 2015 году:
Бюджет района почти на четверть формируется за счет вклада от малого предпринимательства.
В Балахниском районе устойчиво положительное сальдо миграции квалифицированных рабочих кадров.
Средний уровень доходов жителей Балахнинского района на уровне среднеобластного. Балахнинский район имеет значительное число хорошо оплачиваемых рабочих мест в индустрии культуры, развлечения и туризма.
Анализ ситуации и динамика ее развития
Общая характеристика Балахнинского района
Балахнинский район входит в состав Нижегородской области. Комплексная оценка состояния района на фоне других районов области по Системе оперативного информирования, осуществляемое Министерством экономики и развития предпринимательства Нижегородской области – стабильно удовлетворительное. Район по комплексной оценке Минэкономики постоянно входит в десятку наиболее благополучных регионов области.
Район расположен в 35 км к северо-западу от Нижнего Новгорода на правом берегу реки Волга, занимает территорию площадью 958.4 км2, граничит с Володарским, Чкаловским, Городецким районами и городами Нижний Новгород и Дзержинск.
Центр района – г.Балахна, основанный в 1474 году. Под собственным именем Балахна впервые упоминается в русских летописях с момента постройки в ней крепости в 1536 году. История города настолько богата событиями, что Балахна наряду с Городцом и Арзамасом включена в список 115 наиболее ценных в историческом аспекте городов России. Балахна – единственный город в Нижегородской области, где стоят храмы XYI века.
Отличительной особенностью Балахны является ее особая экономическая значимость для России как своеобразной «площадки» для осуществления ряда крупных и инновационных проектов на разных этапах истории России.
Балахна, начиная со второй половины 15 века и до наших дней, была российским центром:
- добычи соли (в древней Руси Балахна была единственным значительным центром соляной промышленности, разработка соляных источников началась в 1478 году, соляной промысел прекратился к концу 18 века); - судостроения (в 1636 году в Балахне был построен первый российский корабль «Фридрих», начиная с 1699 года Балахна становится одним из центров строительства парусных военных судов для Азовского похода Петра I, в середине 19 века в Балахне ежегодно строилось около 100 барж); - производства электроэнергии (в 1923 г. в Балахне началось строительство Нижегородской районной электростанции, в 1933 году станция имела мощность 250 тысяч кВт и была самой крупной в мире электростанцией, работающей на торфе); - производства бумаги (весной 1926 года началось строительство целлюлозно-бумажного комбината).
В состав района входят 8 административных единиц, в том числе городская администрация, три поселковых: Гидроторфская, Б.Козинская, М.Козинская и четыре сельских: Замятинская, Кочергинская, Коневская и Шеляуховская.
На территории Балахнинского района находятся 47 населенных пунктов, из них – один город, пять поселков городского типа, пять поселков сельского типа и 36 деревень.
Климат района умеренно континентальный. Средняя температура воздуха в январе -12 С, в июле +19С. Осадков выпадает около 450-550 мм в год.
Климатические условия способствуют возделыванию большинства сельскохозяйственных культур, распространенных в средней полосе европейской части страны.
Общая характеристика населения и демографической ситуации в районе
На 1.01.2002 численность жителей района составила 88584 человека (городское население 93%). Основная часть городского населения – 62 тысячи человек (70% населения района) проживает в г. Балахне. Протяженность города вдоль реки Волги составляет 7 км. Такая разбросанность обусловлена не только природными условиями (Балахна строилась на сильно заболоченной местности), но и вынесением промышленной зоны на противоположные городские окраины.
В районе – преобладание женщин – около 55%. Естественная убыль – более тысячи человек в год, смертность, более чем в 2.5 раза превышает рождаемость (демографическая ситуация в районе хуже среднеобластных показателей).
Наблюдается тенденция старения населения района. Вместе с тем, при более высокой доле пенсионеров в составе населения (30.2% на 2001 год в районе против 29.2% в среднем по области и 26.8% в среднем по РФ), наблюдается замедление процесса относительно среднеобластных и среднероссийских показателей (за последние 10 лет доля пенсионеров в составе населения РФ выросла на 4.4%, в составе населения области – на 3.1%, в составе населения района – на 1.6%). Пенсионеры – активная часть населения, почти каждый десятый пенсионер района продолжает трудовую деятельность и динамика этого процесса положительная (в 1998 году – 2.09 тысяч пенсионеров участвовало в трудовой деятельности, в 2001 - 2.8 тысяч).
Вместе с тем, на территории района занято трудовой деятельностью около 52% трудовых ресурсов. Основная часть населения (60%)[1] составляли лица со средним специальным и общим образованием, 33% населения не имели общего и специального образования, 7% - имели высшее и незаконченное высшее образование. В связи с ростом конкуренции на рынке труда и развитием системы образования в том числе и в районе, вероятно, образовательный уровень населения на данный момент существенно выше, что покажет перепись т.г.
Почти треть населения района[2] имеют доходы ниже бюджета прожиточного минимума (в 1990 – 25%, в 1996 – 20%). В т.г. в районе сформировано управление социальной защиты населения, которое координирует работу всех социальных учреждений района. В районе выплачиваются пособие на питание беременным женщинам и пособия на рождение детей, а также предоставляются ряд льгот и преимуществ по линии Совета ветеранов, женсовета, а также ежемесячные продуктовые наборы для многодетных семей и семей инвалидов, бесплатный проезд для родителей многодетных семей в городском транспорте и ряд других. В бюджете района расходы на социальную помощь населению растут. Это, в частности, связано и с тем, что в районе, как в России и в Нижегородской области, отмечается рост числа инвалидов, зарегистрированных больных наркоманией, туберкулезом и СПИДом. Существующая статистика не позволяет в полной мере оценить масштабы этого явления. Но и она свидетельствует о том, что необходимо осуществлять более эффективную работу по противодействию этим процессам.
Сальдо миграции пока положительное, однако число ежегодно прибывающих в район уменьшается (почти на 500 человек за последние 4 года) и становится все более сопоставимым с убывающих из района. Среди приезжающих в основном беженцы из Казахстана и Узбекистана. Учета иммигрантов ведется на уровне области, анализ уровня квалификации иммигрантов на территории района не проводится, хотя со временем они будут занимать весомую долю в составе населения и трудовых ресурсах.
Общая характеристика экономики района
Основу экономики района составляет промышленность, представленная 14 предприятиями следующих отраслей:
- целлюлозно-бумажной и деревообрабатывающей (93.5%, за счет бумкомбината ОАО «Волга» – 90%); - машиностроением и металлообработкой (3%); - пищевой (2%); - комбикормовой (1%); - легкой (0.3%); - химической (0.2%).
Основная направленность сельского хозяйства района – животноводство, ориентированное на производство и переработку мяса, молока и яиц.
Выгодным является транспортно-географическое положение. Основным средством пассажироперевозок является автотранспорт (автобусы). Общая протяженность всех маршрутов составляет 495.5 км. Имеется железнодорожная ветка, которая соединяет г. Балахну с г. Нижним Новгородом (35 км) и с г. Заволжье (18 км), а также обеспечивает передвижение населения внутри района железнодорожным транспортом (электропоездом).
Расположенность на правобережной стороне реки Волги предоставляет возможность передвижения водным транспортом: на теплоходах, судах на подводных крыльях типа «Ракета» и «Метеор».
Наличие на территории ОАО «Волга» грузового причала, оборудованного погрузочно-разгрузочными механизмами, позволяет осуществлять доставку как сырья, так и готовой продукции большегрузными баржами типа «река-море».
По итогам полугодия т.г. около половины предприятий района (29 из 48) – убыточны. Наибольшее число убыточных предприятий (8 из 9) в ЖКХ, наименьшее – в промышленности (4 из 16).
В малом предпринимательстве занято 4500 человек (2180 – в торгово-посреднической деятельности, 719 в сфере производства товаров, 131 в сфере оказания услуг). Отраслевая структура малых предприятий: 29 – производство и предприятия бытового обслуживания, 18 – строительство, 5 – сельское хозяйство, 12 – розничная торговля, 22 – оптовая торговля, 21 – прочие виды деятельности. Доля малого предпринимательства в собственных доходах бюджета 5.3%.
Общая оценка конкурентоспособности предприятий района
Район специализируется на выпуске бумажной продукции, доля ее в составе российской целлюлозно-бумажной отрасли составляет 16%, а на региональном рынке – 95%. Крупнейшие предприятия, производящие 90% всей промышленной продукции – ОАО «Волга» и ПО «Полиграфкартон».
НиГРЭС им. А.В. Винтера в системе Нижновэнерго ежегодно производит около 11% электрической энергии и 19% теплоэнергии области.
Большинство предприятий района ориентировано на внутрирайонный и внутриобластной рынки.
Продукция градообразующих предприятий района востребована на 100%. Несмотря на высокие экспертные оценки конкурентоспособности промышленности (4 из 5 возможных баллов), для сохранения прежних позиций необходима активная деятельность, направленная на рост инвестиционной и инновационной активности.
Уровень износа основных фондов объектов производственного назначения - 59%, (выше среднеобластного - 52%).
Доля убыточных предприятий района (в промышленности по итогам 2001 года - 25%) ниже среднеобластных и среднероссийских показателей за этот период (32.7% и 37.8%, соответственно).
Одним их основных направлений повышения уровня конкурентоспособности и инновационной активности экономики района может стать развитие малого предпринимательства и инфраструктуры поддержки его инновационной активности.
Состояние муниципального хозяйства и структура бюджета
Наибольший удельный вес в общем объеме бюджетных поступлений в настоящее время (1-е полугодие т.г.) занимает промышленность – 86,1%, в том числе лесная и деревообрабатывающая промышленность – 65,4%.
Основными источниками доходной части консолидированного бюджета территории являются налог на прибыль – 58,3%, налог на доходы физических лиц – 12,0%, налог на имущество – 7,6% и НДС – 7,0%.
Основными расходными статьями бюджета района являются ЖКХ (более трети всех расходов, хотя есть тенденция снижения доли 2000 год 42%, 2001 – 35%, 1 полугодие т.г – 28% за счет увеличения платежей от населения) и социально-культурная сфера 43% (рост доли с 40% в 2000 году до 60% по 1 полугодию 2002 года, в т.ч. на образование с 18% до 29%, на здравоохранение – с 13% до 22%, на культуру – с 3% до 5%, соответственно) .
В районе существует сеть учреждений социальной защиты (Центр социальной помощи населению с отделением дневного пребывания, Центр реабилитации несовершеннолетних, Дом милосердия для престарелых и инвалидов).
На территории района расположено 12 поликлиник и 6 стационаров (более 240 врачей всех специальностей и около 800 человек среднего медицинского персонала). Медицинские учреждения в настоящее время рассредоточены по территории района, что негативно влияет на эффективность их работы. Для снижения остроты с кадровым обеспечением заключаются договора с медакадемией Н.Новгорода на обучение медицинских работников за счет средств местного бюджета с последующей отработкой специалистов на территории района. Требуется формирование организационных основ взаимодействия с градообразующими предприятиями и малым бизнесом для решения проблемы закупки нового медицинского оборудования. Для повышения материальной заинтересованности работников здравоохранения необходимо создать организационные основы по созданию предприятий малого бизнеса под эгидой основных учреждений с соблюдением интересов как медицинских работников, так и потребителей медицинских услуг. Есть потребность в изменении отношения основной части населения к своему здоровью – как первичной ценности.
В районе работают 14 клубных учреждений (из них 12 домов культуры), 24 библиотеки, два музея, кинотеатр и 10 стационарных киноустановок. Оплата труда – очень маленькая. Система культуры, в том числе и из-за изношенности фондов учреждений культуры не стала центром досуга и воспитания. Тем самым наносится существенный урон не только культурному воспроизводству территории, это имеет также и последствия в виде ухода потенциальных финансовых ресурсов с территории (со стороны населения) и значительно снижают общий уровень привлекательности территории.
В системе образования работает 30 детских дошкольных учреждения (охват детей детскими дошкольными учреждениями составляет около 80%), 4 детских дома, 19 средних школ, политехнический колледж и техникум целлюлозно-бумажной промышленности, 2 лицея, 4 школы искусств. Нужна стратегия развития материально-технического обеспечения инфраструктуры системы образования в целом. Для обеспечения равного уровня образования всех детей школы должны стать многопрофильными. Система поддержки одаренных детей недостаточна развита из-за отсутствия финансирования.
Функционирует 28 спортивных сооружений (3 стадиона, 1 плавательный бассейн, 24 спортивных зала).
Водоснабжение района осуществляется из р. Волга водозаборными станциями производительностью 97.4 тыс.куб.м в сутки, а также несколькими скважинами на территории поселков района.
В районе работает 10 бань и душевых с общим количеством мест более 600. Протяженность канализационных сетей – 114 км, тепловых сетей – 186 км, общая площадь жилого фонда 1909 тыс.кв.м (городского – 1730 тыс.кв.м), работают 24 поселковых и сельских котельных (на уголе, мазуте и газе).
Структуры управления районом и соответствие существующей системы управления целям СТРАТЕГИИ
Основное звено муниципального управления – администрация Балахнинского района. У главы администрации района – один первый заместитель (жизнеобеспечение города и вопросы коммунального хозяйства) и шесть заместителей по направлениям (заместитель по экономическим вопросам, включая промышленность и предпринимательство и антимонопольную политику; заместитель по управлению муниципальным имуществом; заместитель по социальным вопросам, включая вопросы образования и здравоохранения; заместитель по вопросам сельского хозяйства и торговли, включая вопросы бытового обслуживания и защиты прав потребителей; заместитель по финансам и заместитель по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям).
Каждое утро проводятся оперативные совещания главы с заместителями. Еженедельно проходят заседания главы с участием заместителей, начальников отделов администрации и руководителей жизнеобеспечивающих предприятий района (связь, газ, электричество). В ходе обсуждения используется корпоративный подход, высказываются все и по итогам принимается совместное решение.
Прием персонала на муниципальную службу проводится по итогам анкетирования и собеседования. Регулярно проводится обучение, стажировки и переподготовка кадров, в частности, в отраслевых министерствах областного правительства. Текучесть кадров невысокая.
Структура управления ориентирована на решение вопросов текущего характера. Обсуждения перспектив развития района на ближайшие 5 лет не проходило. Тенденции развития мировой и российской экономики, в том числе рост конкуренции территорий, настоятельно требует усиления внимания к этому направлению, так чтобы проблемы перспективного развития района постоянно находились в фокусе внимания исполнительной власти.
Работа может быть организована в рамках создания на постоянной основе отдела по стратегическому планированию.
Основная задача – комплексная. Она включает в себя серьезную аналитическую и организационную деятельность по определению корпоративных интересов района и разработке на их основе ориентиров перспективного развития района. На постоянной основе необходимо осуществлять разработку и корректировку действий районной администрации, направленной на развитие района и деятельность по консолидации общественности и внутрирайонных групп влияния (таких как Совет ветеранов, Совет предпринимателей, хозяйственная и общественная элита района, это также подлежит выявлению и изучению), для обеспечения развития района.
Выработка ориентиров влечет за собой деятельность по отслеживанию и выявлению изменений во внешней по отношению к району среде (изменения областного и федерального законодательства) и как они будут влиять на развитие района.
Данная задача тесно связана с развитием практики лоббирования интересов района на областном и федеральном уровне (и, соответственно, работу по определению внешних групп влияния – работники министерств и ведомств областного и федерального уровня, а также ключевые фигуры в органах представительной власти).
Сопоставительная оценка уровня жизни населения
|
Показатели (по итогам 2001 года)
|
Балахнинский район
|
Нижегородская область
|
Россия
|
|
Среднедушевой доход в месяц (руб.)
|
1645
|
2066,4
|
2878
|
|
Средняя заработная плата (руб.)
|
3323.7
|
3472,01
|
42941
|
|
Величина прожиточного минимума (руб.)
|
990
|
1346
|
1574
|
|
Количество минимумов, приобретаемых на среднюю зарплату
|
3.42
|
2.62
|
2.72
|
|
Розничный товарооборот на душу населения (руб.)
|
9898
|
20861,4
|
|
Объем платных услуг на душу населения
(руб.)
|
1683
|
3383,8
|
5740,3
|
|
Обеспеченность населения жильем (кв.м/чел)
|
21.6
|
20,3
|
19.3
|
|
Уровень благоустройства (% обеспеченности)
|
|
|
|
|
- газом
|
60.9
|
Более 80%
|
76.53
|
|
- горячей водой
|
Более 60%
|
70.93
|
|
- канализацией
|
82.9
|
Более 70%
|
82.63
|
1 в декабре 2001 года, 2 – стоимость потребительской корзины за 4 квартал 2001 года составила в Балахнинском районе 990 рублей, в Нижегородской области - 1376 рублей, в РФ– 1574 рубля); 3 - данные за 1995 год.
Динамика основных индикаторов социально-экономического развития Балахнинского района
|
|
1990
|
1996
|
2001
|
|
Естественный прирост (- убыль)
|
- 180
|
- 804
|
- 1147
|
|
Число умерших, чел
|
1255
|
1510
|
1794
|
|
Число родившихся, чел.
|
1075
|
706
|
647
|
|
Трудовые ресурсы, чел.
|
53290
|
50583
|
52538
|
|
Численность социально нуждающихся, чел.
|
26219
|
27270
|
26510
|
|
Численность занятых в экономике, чел.
|
30560
|
28100
|
27350
|
|
Число убыточных предприятий в общем составе предприятий (в скобках), шт.
|
17 (61)
|
25 (57)
|
29 (48)
|
|
Износ инженерной инфраструктуры (%)
|
Нет данных
|
65
|
70
|
|
Износ основных фондов объектов производственного назначения (%)
|
Нет данных
|
50
|
59
|
|
Бюджетная обеспеченность собственными доходами на душу населения, руб.
|
Нет данных
|
Нет данных
|
3361
|
|
Численность занятых в малом предпринимательстве, чел.
|
-
|
1312
|
4500
|
|
Вклад малого предпринимательства в бюджет района (%)
|
-
|
0.6
|
5.3
|
|
Обеспеченность населения жильем (кв. м/чел)
|
16.4
|
20
|
21.6
|
|
Объем товарооборота на душу населения, руб.
|
1232
|
3012
|
9898
|
|
Объем платных услуг на душу населения, руб.
|
120
|
326
|
1683
|
|
Внутренний и внешний долг бюджета, млн. руб.
|
-
|
20.6
|
26.8
|
Наиболее острые социально-экономические проблемы развития Балахнинского района
-
Низкий уровень среднедушевых доходов населения, ухудшение демографической ситуации, значительный дефицит доступного жилья для многодетных и молодых семей, рост алкоголизации населения, заболеваемости наркоманией и СПИДом.
-
Значительная недогрузка производственных мощностей и низкий уровень развития малого бизнеса.
-
Устаревшая система управления районным хозяйством (низкая эффективность управления муниципальной собственностью, высокая затратность ЖКХ).
-
Отсутствие гарантированной безопасности водоснабжения.
-
Большая концентрация выхлопных газов от транзитного автотранспорта, повышенная пожароопастность в лесах и торфяниках.
Интегральная оценка социально-экономической ситуации в Балахнинском районе
Район традиционно занимал особое место в экономике области. В настоящем регион находится в составе лидирующих районов области по экономическому развитию. В районе развита социальная инфраструктура и высокий уровень обеспеченности жильем.
Среди районов Нижегородской области Балахнинский район входит в группу районов со стабильно высоким уровнем развития: по итогам 2001 года в промышленном производстве области доля промышленности района составляет 6.2%, в сельскохозяйственном производстве – около 2%, в районе средняя по области бюджетная обеспеченность собственными доходами на душу населения – 1.3 тысячи рублей (6 месяцев 2002 года).
Район имеет ярко выраженную промышленную ориентацию (производство промышленной продукции на душу населения – 36 тысяч рублей, почти в 2 раза превышает среднеобластной уровень – 17.4 тысячи рублей).
Уровень инвестиционной активности района низкий, почти в 4 раза ниже среднеобластного показателя (285 рублей на душу населения при среднеобластном 1161 руб).
Уровень регистрируемой безработицы – 0.93%, что выше среднеобластного (0.7%).
Доля занятых в сфере малого предпринимательства (17%) выше среднеобластного уровня (14.3% об общей численности работающих в экономике). Существует потенциал для роста предпринимательства. Начальные шаги по созданию инфраструктуры поддержки предпринимательства сделаны. В 1999 году создан МИФ «Балахнинский дом малого бизнеса».
Район имеет перспективы для развития земледелия и лесной промышленности.
Земли района имеют значительный фонд для расширения сельскохозяйственных угодий. Наиболее перспективны для распашки земли низинных торфяников, речных пойм и водораздельных поднятий. Вовлечение их в сельскохозяйственное производство связано с проведением крупных мелиоративных работ.
По состоянию на начало 2002 года запасы древесины по основным лесообразующим породам составили 6650,6 тыс. куб. м. Причем, наибольшие запасы (55%) находятся в хвойных лесах и около 21% - в мягколиственных. По показателю лесистости (67%) район занимает 7-е место в области (уступая лишь Варнавинскому, Краснобаковскому, Тоншаевскому, Семеновскому, Ветлужскому, и Ковернинскому районам).
Развитие деловой инфраструктуры. На территории района находится 4 филиала банков «Нижегородпромстройбанк», Правдинский филиал «Радиотехбанка», Балахнинский филиал НБД банка, Балахнинское отделение Сбербанка РФ. На рынке страховых услуг оперирует филиал «Росгосстрах- Нижний Новгород». На рынке недвижимости оперирует риэлтерская фирма «Ковчег».
В г.Балахне две ведомственные гостиницы и одна муниципальная.
Район имеет достаточно развитую социальную инфраструктуру. В частности, уровень обеспеченности жильем выше среднероссийского и среднеобластного. Однако существует проблема дефицита жилья для молодых и многодетных семей.
Уровень преступности (на 10 тысяч населения) – 66.2 ниже среднеобластного 88.3.
Уровень социальных неплатежей на треть выше среднеобластного уровня (по отношению общей задолженности по выплате ЗП на предприятиях и организациях всех форм собственности к среднемесячному фонду заработной платы, имеющих задолженность: 240.7% на фоне 151.8%).
Темпы естественной убыли населения (в расчете на 10 тысяч) в районе выше среднеобластных (- 65 при – 57 в области).
Выгодное географическое положение региона, относительно высокий социально-экономический уровень свидетельствуют об имеющемся потенциале для развития Балахнинского района в будущем.
Цели и ресурсы стратегического развития
Стратегические цели развития Балахнинского района
Вывести Балахнинский район в лидеры Нижегородской области по росту качества жизни, обеспечению социальной справедливости и личной безопасности, всестороннему развитию личности и гарантиям будущего.
Приоритеты развития и точки роста
1. Внедрение принципов стратегического управления в практику работы органов управления в районе и создание институциональных механизмов нерасточительного (рационального) использования ресурсов района
Создать необходимые институциональные предпосылки для эффективного и рационального использования природных и иных ресурсов – необходимый и адекватный ответ в условиях глобализации, роста конкуренции за ресурсы и снижении роли национальных правительств.
2. Формирование эффективной системы воспитания и развития подрастающего поколения. Формирование положительного образа работающего человека
У района не будет будущего без создания условий для развития подрастающего поколения и поддержания в общественном сознании мотивации к труду и творчеству.
3. Развитие жизнеобеспечивающих отраслей экономики района, ресурсосберегающих технологий
У района не будет будущего без стабильно функционирующей системы жизнеобеспечения.
4. Повышение инвестиционной привлекательности района и развитие конкурентоспособных производств. Развитие потенциала лесопромышленного комплекса
У района не будет будущего без создания конкурентоспособных, высокодоходных рабочих мест. Это нельзя достичь не обеспечив инвестиционную привлекательность производств района, не повышая постоянно уровень инвестиционной активности.
5. Увеличение числа занятых в малом бизнесе, рост объема товаров и услуг от малого бизнеса
Району не решить задач развития производства, функционирования систем жизнеобеспечения, занятости без формирования эффективной системы поддержки развития малого бизнеса.
6. Создание условий для развития АПК, обеспечивающего население района продовольствием, занятость на селе, развитие сельского уклада жизни
Уровень продовольственной обеспеченности района может быть существенно повышен за счет местных источников.
7. Создание системы адресной социальной поддержки, развитие прогрессивных форм социального обслуживания населения
Высокая доля населения с низкими доходами, ограниченность бюджетных механизмов поддержки требует качественного улучшения системы социального обслуживания населения.
8. Развитие социального партнерства и механизмов диалога власти, населения и бизнеса, становление и развитие некоммерческого сектора
Это совершенно необходимое условие и в этом залог устойчивого развития района.
Предпосылки и ресурсы муниципального развития
Ресурсы развития
-
Наличие хорошей транспортной инфраструктуры (железнодорожное, водное и автомобильное сообщение с выходом на трассу федерального значения «Москва-Нижний Новгород-Казань», близость к нижегородскому аэропорту, близость к специализированным индустриальным комплексам области – городам Заволжье и Дзержинск. Наличие современных средств связи.
-
Высокий образовательный и культурный уровень населения. Наличие инфраструктуры поддержки предпринимательства.
-
Наличие мощного промышленного потенциала - развитый комплекс предприятий целлюлозно-бумажной промышленности, природные ресурсы. Наличие источника тепловой и электрической энергии на территории района.
-
Наличие большого количества муниципальной собственности в ряде отраслей экономики.
-
Наличие незагруженных оборудованных производственных площадей и опыт привлечения инвестиций, в том числе иностранных.
-
Развитая сеть учреждений социальной сферы и низкая социальная конфликтность населения.
-
Современное зонирование и наличие пригодных для застройки участков земли.
-
Культурная и историческая привлекательность территории для туризма и отдыха.
Потенциальные ресурсы:
Трудовые ресурсы. В экономике района занято только около 30 тысяч человек (при 52.5 тысяч человек трудоспособного возраста). Основная сфера занятости населения – отрасли материального производства.
Земельные ресурсы. Исторические особенности освоения территории района определили структуру его земельных угодий. Балахнинский район занимает территорию площадью 95,8 тыс. га, в том числе на г.Балахна приходится 4,9 тыс. га, а на поселковые и сельские администрации – 90,9 тыс. га. В г.Балахна 40,6 % земель занимают строения; 14,8% отведено для коллективного и индивидуального садоводства; 2,9% территории находится под улицами, дорогами и площадями. Остальная территория района распределена следующим образом: 10,5% земель приходится на сельскохозяйственные угодья (пашня, пастбища, сенокосы); 56,3% земель занимают леса; 19,8% - земли промышленности транспорта, обороны и иного назначения; 3,4% - земли населенных пунктов; 10% - земли водного фонда, оздоровительного назначения и земли запаса.
В почвенном покрове преобладают дерново-слабоподзолистые песчаные и супесчаные почвы. В понижениях они оглеены и заболочены. Значительно распространены торфяно-болотные почвы.
Минеральные ресурсы. Из полезных ископаемых следует отметить наличие больших запасов строительных песков (более 10 млн. куб. м.), месторождение формовочных песков, торф. Местные залежи торфа издавна использовались в районе, а начиная с 1925 года он стал основой индустриализации. Развитие промышленности района начато с использования этих запасов.
Лесные ресурсы. Общая площадь лесов Балахнинского района составляет более 51 тыс. га (1,5% лесной площади области), из которой покрыто лесом 43 тыс. га. Лесистость района (отношение площади лесных земель к площади территории района) составляет 56.3% при среднеобластном показателе – 49%. Однако значительный урон лесным ресурсам района наносится лесными пожарами и бесконтрольными вырубками.
На долю хвойных пород в лесах Балахнинского района приходится более 60% покрытой лесом площади, на долю мягколиственных пород - 39%, твердолиственных – около 1%.
В возрастном отношении в лесах Балахнинского района преобладают средневозрастные леса - 65% покрытой лесом площади, молодняки – 32%, приспевающие – 2%, спелые и перестойные леса – 1% покрытой лесом площади.
Водные ресурсы и памятники природы. По территории района протекает множество ручьев и небольших речек, а основу водных ресурсов составляет река Волга. Вдоль Волги тянется широкая пойма, где много стариц и озер (в т.ч. больших, например, Боровское площадью 49 га), богатых рыбой. Государственных памятниками природы района признаны озеро Боровское, в особо охраняемой зоне которого кроме редких видов растений, находится комплекс археологических памятников (стоянки, относящиеся к верхневолжской и балахнинской культуре), и богатые многими видами ценных растений и клюквой болота по рекам Черной, Пройме (800 га) и болото Семиречье (573 га).
Финансовые ресурсы. Наличие прибыльных предприятий, привлеченные кредитные ресурсы банков, средства инвесторов и доходы местного бюджета (бюджетная обеспеченность по собственным доходам на душу населения – одна из самых высоких в области) и собственные средства населения. Средняя заработная плата по району за 2001 год составила 2687 рублей, в том числе в промышленности – 4745 рублей.
Кроме особо выделенных ресурсов развития и традиционных ресурсов (сама экономика района, включая муниципальное имущество) стоит отметить такие ресурсы, как выгодное географическое положение, широкая сеть деловых связей предприятий района и развитая транспортная инфраструктура, что с учетом вышеприведенного (природных памятников, природных ресурсов, богатого исторического прошлого), создает существенный потенциал для развития туризма в районе.
Многовековая история развития хозяйства района и внутрихозяйственные связи, особая значимость промышленности района в экономике области и, что несомненно, традиции и потенциал управленческой культуры района, это тоже значительный ресурс района, которым не следует пренебрегать.
Ресурсы для развития есть. Основу СТРАТЕГИИ составит создание (и постоянное совершенствование) институциональных основ и управленческих механизмов, направленных на их эффективное и нерасточительное использование.
Стратегические направления развития, ключевые задачи и основные мероприятия до 2005 года
Развитие сообщества и социального партнерства, создание эффективных механизмов взаимодействия власти, населения и бизнеса, внедрение принципов стратегического управления в управленческую практику в районе
-
Разработка стратегии социального партнерства.
-
Разработка и проведение мероприятий, нацеленных на консолидацию элиты района вокруг руководства района.
-
Формирование механизмов «обратной связи», в том числе через организацию систематического информирования руководителей района о состоянии общественного мнения по ключевым управленческим решениям и проблемам района и о сальдо и квалификационном составе иммигрантов как одном из ключевых параметров оценки привлекательности территории.
-
Развитие системы информирования о деятельности администрации района и формирование условий для вовлечения граждан в принятие управленческих решений (через развитие общественного сектора и его тесное взаимодействие с администрацией района).
-
Содействие становлению и развитию некоммерческого сектора на основе участия некоммерческих организаций в исполнении части муниципального заказа и заключения договора о взаимодействии органов власти и некоммерческих организаций с целью повышения эффективности совместных действий.
-
Повышение эффективности реализации социальных программ, в первую очередь, в здравоохранении, социальной защите населения, культуре и образовании.
-
Разработка комплекса мер и проведение под руководством главного врача мероприятий, направленных на проведение разъяснительной, образовательной и профилактической работы по повышению личной ответственности граждан за свое здоровье и пропаганде здорового образа жизни (на основе спонсорства и шефской помощи градообразующих предприятий).
-
Расширение возможностей для ведения здорового образа жизни в сообществе, в том числе на основе улучшения организации спортивного и культурного досуга.
-
Исследование, разработка и реализация мероприятий по устранению (смягчению) воздействия окружающей среды на здоровье сообщества.
-
Создание системы адресной социальной поддержки населения и развитие служб психологической помощи населению.
-
Внедрение системы сестринского ухода, открытие хосписа для онкологических больных.
-
Формирование управленческих механизмов, направленных на поддержку молодых и многодетных семей, в том числе по жилищным вопросам.
-
Разработка комплекса мер по уменьшению негативных явлений в обществе: алкоголизм, наркомания, проституция, бродяжничество.
-
Разработка мер, направленных на обеспечение возможностей для работы с получением дополнительных заработков для студентов и пенсионеров.
-
Формирование эффективной системы развития и воспитания детей и подростков (патриотическое воспитание, физическое и творческое развития, система профориентации и молодежной занятости), активная борьба с наркоманией.
· На основе стратегии социального партнерства и развития общественных, частных инициатив:
- создание системы поддержки одаренных детей; - формирование материальной базы для развития системы военно-патриотического воспитания детей и подростков (требуется только помещение); - модернизация и специализация домов культуры района; - открытие модернизированного кинотеатра со спецэффектами и концертным залом.
-
Создание необходимых организационных основ для обеспечения баланса экономических интересов работников и стоимости услуг для населения.
-
Обеспечение внедрения современных технологий в практику работы учреждений культуры, в частности модернизация библиотечного дела, внедрение новых информационных технологий, .включая интернет.
-
Формирование через СМИ привлекательного образа человека, живущего за счет своего труда и отрицательного образа иждивенческого поведения.
-
Разработка комплексных проектов, направленных на развитие культурного пространства района.
-
Разработка проекта перспективного сотрудничества с музеями Поволжья.
-
Разработка программы по сохранению и созданию высокооплачиваемых конкурентоспособных рабочих мест в экономике района.
· Разработка плана мероприятий стимулирования инвестиционной активности на территории района.
· Поддержка развития наукоемкого предпринимательства. Содействие созданию совместных высокотехнологичных предприятий малого бизнеса с отечественными и зарубежными партнерами.
-
Содействие структурной трансформации предприятий с ориентацией на апробированную модель «крупное предприятие в окружении малых предприятий», которые решают вопросы организации сопутствующих производств, производства товаров из отходов, разработка и внедрение «ноу-хау», социальных услуг работникам.
-
Формирование взаимовыгодных отношений базовых предприятий с образовательными учреждениями района.
-
Содействие формированию под руководством базовых предприятий малых предприятий в социальной сфере, включая жилищно-коммунальное хозяйство.
-
Разработка критериев оценки эффективности деятельности структурных подразделений районной администрации.
-
Разработка и реализация стратегии эффективного развития и использования кадрового потенциала района, включая органы управления.
-
Создание целостной системы повышения квалификации кадров рыночной экономики Балахнинского района.
-
Создание системы анализа управленческих решений федерального и регионального уровня для вовлечения в управленческую практику района возникающих возможностей и обеспечения интересов района. Приведение нормативных актов местного самоуправления в соответствие с законодательством РФ и Нижегородской области.
-
Развитие СТРАТЕГИИ Балахнинского района на основе взаимодействия с общественностью и бизнесом. Организация взаимодействия и участия крупных предприятий в реализации и развитии СТРАТЕГИИ.
Создание условий для экономического роста и повышение эффективности управления муниципальной собственностью
-
Повышение эффективности управления муниципальной собственностью.
-
Создания оптимального портфеля муниципальной собственности на основе анализа структуры портфеля муниципальной собственности различных типов недвижимости, включая незавершенные объекты, и пакетов акций, закрепленных в муниципальной собственности.
-
Формирование реестра муниципальной собственности (недвижимого и движимого имущества, муниципальной казны).
-
Разработка и совершенствование методов оценки муниципальной собственности.
-
Определение перспектив развития предприятий с муниципальной собственностью в уставном капитале, обоснование критериев социальной важности предприятий с муниципальной собственностью в уставном капитале, отработка механизма выявления, решения по продаже пакета акций, закрепленных в муниципальной собственности.
-
Обеспечение оптимальных форм участия представителей органов местного самоуправления в управлении предприятий с долей муниципальной собственности (с отработкой механизма на значимых предприятиях района) в интересах повышения эффективности ее функционирования.
-
Экспертиза и контроль тарифов и цен на товары и услуги муниципальных предприятий.
-
Обеспечение условий для эффективного и рационального вовлечения в хозяйственный оборот ресурсного потенциала района.
-
Пересмотреть генеральный план развития района (от 1995 года) с учетом новой законодательной базы.
-
Совершенствование нормативно-правовой базы, направленной на развитие конкурентных преимуществ предприятий района и создания равных условий конкуренции для всех хозяйствующих субъектов.
-
Развитие отраслей, от которых зависит жизнеспособность экономики района и всего сообщества (транспортной, информационной, систем связи, инженерных сетей и др.). Разработка программы информатизации района. Развитие конкуренции в сфере пассажирских перевозок и создание единой диспетчерской службы для управления пассажирским транспортом всех форм собственности (в пределах г.Балахны).
-
Разработка программы мероприятий, направленной на эффективное управление муниципальной собственностью. Создание электронного кадастра районных земель, создание единой информационной системы районной недвижимости.
-
Оптимизация работы системы потребкооперации и развития малого бизнеса в сфере оказания услуг сельским жителям, а также переработки и реализации сельхозпродукции.
-
Повышение обеспеченности территории района торговыми точками, в том числе за счет введения «мобильного передвижного магазина» для отдаленных районов (с участием потребкооперации или малого бизнеса).
-
Создание механизмов, предотвращающих «расползание» земель района, в том числе на основе коренного улучшения системы заготовок, совершенствования связей с предприятиями района и оптимизации муниципального заказа в части сельхозпродукции местного производства (картофель, овощеводство, мясное и молочное животноводство).
-
Разработка и реализация концепции развития оптовой и розничной торговли в г. Балахне и районе.
-
Развитие прогрессивных финансовых и имущественных технологий поддержки субъектов малого предпринимательства.
-
Осуществление мероприятий по привлечению федеральных, региональных бюджетных средств и внебюджетных источников в экономику и социальную сферу района.
-
Разработка комплекса мер по преимущественному развитию малого предпринимательства местного происхождения и привлечения иногородних предпринимательских структур в экономику и социальную сферу района:
-
Разработка и подписание договора представителей малого предпринимательства с администрацией района о сотрудничестве.
-
Введение практики учета мнений Совета предпринимателей района по проектам районных нормативных актов, касающихся предпринимательской деятельности.
-
Проведение семинаров с административными и контролирующими малое предпринимательство организациями, направленных на снижение административных барьеров деятельности малых предпринимательских структур.
-
Разработка системы льгот малым предприятиям и предпринимателям, оказывающим шефскую помощь организациям социальной сферы Балахнинского района.
-
Формирование прозрачной системы, обеспечивающей возможность заключения договоров аренды муниципального имущества.
-
Создание предпосылок для активизации деятельности малого предпринимательства в системе ЖКХ.
-
Проведение профессиональной ПР-компании, направленной на поддержку и развитие предпринимательских инициатив.
-
Формирование районного залогового фонда под конкретные инвестиционные проекты.
-
Создание условий формирования эффективных рынков жилья, земельных участков под застройку жилья, строительных площадок и услуг ЖКХ.
-
Совершенствование системы муниципального заказа.
-
Развитие городской и районной инфраструктуры.
-
Обеспечение эффективного использования, модернизации и технического перевооружения систем жизнеобеспечения района.
-
Реструктуризация и ликвидация задолженности со стороны бюджета и бюджетных организаций перед предприятиями ЖКХ района.
-
Обеспечение стабильного и достаточного текущего финансирования предоставленных жилищно-коммунальных услуг муниципальными коммунальными предприятиями.
-
Переход от дотаций производителям услуг ЖКХ и предоставления льгот по оплате этих услуг отдельным категориям граждан к системе адресных субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг в зависимости от совокупного дохода семьи на основе заявительного принципа.
-
Организация просветительской и воспитательной работы по бережному отношению к местам проживания и отдыха (например, под девизом: «Мой дом, мой город, здесь живут наши родители и наши дети!»). Рекультивация несанкционированных свалок.
-
Внедрение современных систем коммуникации и связи, включая транспорт, средства связи и Интернет.
-
Совершенствование схемы теплоснабжения г.Балахны. Децентрализация системы отопления в районе - переход на локальные газовые котельные поселков Гидроторф, 1 Мая и района ЦКК, строительство модульных котельных в отдаленных районах Балахны.
-
Вхождение в федеральную программу для строительства объездной дороги вокруг г. Балахны.
-
Стимулирование внедрения ресурсосберегающих технологий на предприятиях всех форм собственности и населением.
-
Разработка стратегии кадровой политики для экономики района.
-
Формирование условий для развития инвестиционного климата.
-
Внедрение упрощенного механизма согласования инвестиционных проектов.
-
Формирование банка данных инвестиционных проектов в районе.
-
Реализация и развитие туристического потенциала района.
Обеспечение благоприятной среды проживания и экологической безопасности для современного населения и будущих поколений
-
Проведение реформы в жилищно-коммунальном хозяйстве, основанное на повышении инвестиционной привлекательной отрасли, внедрении ресурсосберегающих технологий и развитии конкуренции
-
Создание информационной системы учета и технической инвентаризации объектов недвижимости в районе с внедрением системы автоматических расчетов по всем показателям технического паспорта.
-
Формирование и развитие организаций собственников жилья.
-
Привлечение частных инвестиций в предприятия районной инженерной инфраструктуры.
-
Проведение тарифной политики на коммунальные услуги на условиях компромисса между техническими задачами, финансовыми потребностями поставщиков услуг и платежеспособностью потребителя.
-
Проведение реформы управления ЖКХ с целью создания оптимальных условий работы коммунальных предприятий. Развитие конкуренции и конкурсности в системе оказания услуг ЖКХ и использования муниципальной собственности. Разделение функций собственника, управляющей организации и подрядчика.
-
Реконструкция ветхого жилищного фонда (снос и капитальный ремонт).
-
Разработка стратегии обеспечения достаточности и качества потребительских товаров и услуг.
-
Развитие сети кафе (включая, интернет-кафе), мест общественного питания и отдыха.
-
Создание эффективной системы контроля качества потребительских товаров и услуг (вместе со службой защиты прав потребителей).
-
Разработка мер, направленных на повышение благоустроенности и улучшение обслуживания жилого фонда.
-
Осуществление комплексного подхода к вопросам благоустройства города на основе генплана развития города. Санация городских территорий.
-
Проведение конкурсов среди предприятий, оказывающих соответствующие услуги, по благоустройству и озеленению.
-
Обеспечение надежности и безотказности функционирования коммунальной инфраструктуры (в том числе за счет устранения непрофильной деятельности предприятий ЖКХ, экономического стимулирования для внедрения приборов учета, оптимизации системы оплаты труда работников ЖКХ и внедрение мер, направленных на борьбу с неплательщиками за предоставляемые услуги).
-
Создание системы повышения квалификации, переподготовки и аттестации кадров ЖКХ.
-
Обеспечение гарантированной безопасности водоснабжения.
-
Снижение уровня загазованности от выхлопных газов и загрязнения окружающей среды.
-
Разработка комплексной Программы по росту рекреационной и туристической привлекательности района.
Ключевые элементы СТРАТЕГИИ
Сохранение и улучшение здоровья сообщества
- осуществлять на основе обеспечения комплексного подхода к повышению уровня здоровья сообщества с учетом основных факторов, влияющих на здоровье населения (образ жизни - 50%, генетика, биология человека – 20%, внешняя среда - 20%, здравоохранение - 10%) и повышения качества жизни населения (рост реальных доходов, повышение социально-психологической стабильности в обществе, роста занятости и улучшение охраны труда, создание эффективной системы контроля качества потребительских товаров, повышение качества медицинских услуг).
Основные мероприятия, содействующие реализации этих стратегических ориентиров:
1. Коренное улучшение профилактической работы в формировании здорового образа жизни в сообществе (по количественным и качественным показателям):
- по организации спортивного досуга: работа тренажерных залов, спортивных баз и стадионов, спортивных секций, развитие туризма, спортивные праздники и соревнования; - по организации культурного досуга: кружковая работа при учебных заведениях, дискотеки, клубы по интересам, работа муниципальных культурных центров, художественная самодеятельность и народное творчество, праздники города, городские конкурсы, фестивали, выставки произведений народного творчества; - по развитию шефской помощи базовых предприятий города в организации и проведении этих мероприятий - привлечение в эту сферу малого предпринимательства с созданием до 50-ти малых предприятий с передовыми технологиями и современным оборудованием.
2. Совершенствование здравоохранения в городе по следующим направлениям:
- создание районного диагностического центра; - рациональное сочетание платного и бесплатного медицинского обслуживания в условиях рыночной экономики; - развитие медицинского страхования; - совершенствование профессионализма медицинских работников, повышение их материальной заинтересованности при сочетании работы в государственных и частных медицинских учреждениях; - обеспечение предоставления населению только качественных лекарственных препаратов; - создание Сестринского дома; - развитие системы медицинского обслуживания – «Домашний доктор»; - проведение регулярного анализа результатов экологического мониторинга состояния окружающей среды с рекомендациями оздоровительных мероприятий для населения. - привлечение в эту сферу малого предпринимательства (кабинеты массажа, фитобары, профессиональные кабинеты медицинской помощи, «домашний доктор» и др.) с созданием до 50 малых предприятий.
3. Проведение профессиональной, разъяснительной, образовательной и профилактической работы:
- по повышению личной ответственности граждан за свое здоровье, - по искоренению негативных проявлений в обществе: алкоголизма, наркомании, тунеядства, бродяжничества, заболевания СПИДом и др., - пропаганда здорового образа жизни и семейного уклада с изданием тематических газет, проспектов, - участие в этой работе всех подразделений образовательных, культурных, спортивных учреждений и СМИ.
Развитие малого предпринимательства
- осуществлять на основе:
a) увеличения числа малых предприятий от 110 до 200; увеличения количества рабочих мест с 5 до 10 тысяч; увеличение налоговых поступлений в местный бюджет с 5,6% до 20%; b) ориентиров сфер деятельности: производство товаров (35%), оказание услуг (40%), торгово-посредническая деятельность (25%), c) содействия развитию деловой инвестиционной активности и привлечения в малое предпринимательство 60 млн. рублей кредитных средств; d) формирования цивилизованного, профессионального, законопослушного и востребованного социально-экономическим развитием района малого предпринимательства; e) создания благоприятных условий, увеличения доли малых предприятий в общих объемах производства и отчислений в бюджет, активное участие в проведении социально-экономических реформ в районе.
Основные мероприятия, содействующие реализации этих стратегических ориентиров:
1) Дальнейшее развитие инфраструктуры системы поддержки малого предпринимательства. 2) Упрощение процедуры организации и регистрации малых предприятий по принципу «одного окна». 3) Нормативное правовое обеспечение деятельности субъектов малого предпринимательства. 4) Развитие прогрессивных финансовых и имущественных технологий поддержки субъектов малого предпринимательства. 5) Научно-методическое, техническое и финансовое обеспечение подготовки кадров для малого предпринимательства. 6) Информационное обеспечение субъектов малого предпринимательства и субъектов системы его поддержки. 7) Продвижение услуг и товаров, производимых субъектами малого предпринимательства на муниципальные, региональные и международные рынки. 8) Поддержка развития наукоемкого предпринимательства. 9) Реализация совместных программ (проектов) поддержки развития малого предпринимательства; содействие созданию совместных высокотехнологичных предприятий малого бизнеса с отечественными и зарубежными партнерами. 10) Установление и реализация договорных отношений по развитию малого предпринимательства с городом, областью, ее районами, зарубежными городами-побратимами. 11) Развитие деятельности Дома малого бизнеса и учебно-делового центра Морозовского проекта профессиональной подготовки предпринимателей, создание бизнес-инкубаторов при других крупных предприятиях. 12) Создание стабильных условий в сохранении арендных отношений. 13) Ликвидация административных барьеров на пути развития малого предпринимательства.
Развитие отраслей материального производства
- осуществлять на основе:
a) взаимодействия с базовыми предприятиям района, используя набранный потенциал, опыт организации производства в условиях рыночной экономики и на основе собственных стратегий развития, способствовать увеличению выпуска промышленной продукции; b) диверсификации производств района (увеличение доли вклада в объеме производства района других предприятий и малого предпринимательства с 10% до 30% по отношению к вкладу ОАО «Волга»); c) развития малого бизнеса около крупных предприятий; d) развития сельского хозяйства и личных подсобных хозяйств.
Основные мероприятия, содействующие реализации этих стратегических ориентиров:
1) Обеспечить подготовку всех субъектов народного хозяйства к эффективной работе в условиях вступления России во Всемирную торговую организацию, в том числе переподготовку руководящих работников и специалистов отрасли. 2) За счет дальнейшей реконструкции предприятий, совершенствования менеджмента и маркетинга, привлечения инвестиций, использования возможностей лизинга, внедрения новых ресурсосберегающих технологий, разработки новых видов и расширения ассортимента выпускаемой продукции международных стандартов, более эффективного использования площадей и оборудования на ведущих предприятиях района: - ОАО «Волга»: основной вид выпускаемой продукции – газетная бумага. За счет использования отходов основного производства (в первую очередь, коры) необходимо развитие сопутствующих производств. - ЗАО «Полиграфкартон» - серый и белый картон, целлюлоза. - ЗАО «Балахнинская мебельная фабрика» - различные виды корпусной мебели, шкафы, наборы мебели для офисов, тумбы, полки, столы. - ЗАО «Балахнинская швейная фабрика» - специальная и рабочая одежда из различных видов тканей с ориентацией на перспективные. - ОАО «Полимертех» - изделия из полимера и пластмассы: трубы различного диаметра, тара, литьевые изделия, изделия для стройиндустрии, краска, товары народного потребления. - ОАО «Механический завод» - выпуск мусоровозов и другой техники на базе шасса автозаводов ГАЗ, ЗИЛ, КАМАЗ. - ОАО «ФормМат» - добыча формовочного песка для стекольного производства. - ФГУП «ПЗРА» - производство товаров спецназначения, радиорелейный станций и оборудования, товаров народного потребления. - ОАО «Металлист» - изготовление крупногабаритных металлических изделий, изделий из пластмасс, пластика, производство стеклотары. - ООО «Балахнинский кирпич» - производство красного кирпича и керамических изделий. - ООО «Волна» - производство изделий из железобетона, строительных смесей. - ОАО «Автотранспортный комбинат (АТК) – грузовые перевозки, в т.ч. международные для ОАО «Волга» и др. 3) Совершенствование законодательства, налоговой системы, регулирования договорных отношений между Администрацией района и предприятиями, обеспечивающих стратегическое поступательное развитие отрасли материального производства. 4) Структурная трансформация предприятий с ориентацией на апробированную модель в экономически развитых странах – «крупное предприятие с окружением многочисленными малыми предприятиями», которые решают вопросы организации сопутствующих производств, производства товаров из отходов разработка и внедрение ноу-хау, привлечения кредитных и лизинговых средств, дилерских задач, социальных услуг работникам коллектива. Создать при ОАО «Волга» Технополиса, а при других крупных предприятиях – Бизнес-инкубаторов для становления малых предприятия. 5) Повышение имиджа предприятий в районе, Нижегородской области, Приволжском Федеральном округе, России и на международном уровне. Работа в этом направлении маркетинговых служб и отделов по связям с общественностью, способствующая привлечению инвесторов. 6) При возможном установлении сотрудничества с городом-побратимом одной из стран Евросоюза, использовать положительный опыт развития отраслей материального производства в условиях функционирования градообразующего предприятия (бумажной промышленности). 7) Возрождение сельского хозяйства, развитие сельскохозяйственных предприятий, личных подсобных хозяйств, садоводства, огородничества, крестьянских и фермерских хозяйств при стимулировании: - интеграционных процессов сельскохозяйственного производства, - развития фермерских хозяйств, а также садоводства и огородничества среди населения района на основе:
-
вовлечения в хозяйственный оборот ресурсов района, в первую очередь заброшенных земель,
-
развития системы потребкооперации и малого предпринимательства в сфере оказания услуг сельским жителям, переработки, сохранения и реализации продукции;
а также за счет:
- увеличения эффективности использования земель; - восстановления птицефабрик яичного и мясного направления (в т.ч. производство мясо птиц-бройлеров на основе Чернорамеской птицефабрики); - расширения ассортимента и глубины переработки сельскохозяйственной продукции; - оказания финансовой поддержки и правовой помощи личным подсобным хозяйствам, садоводам и огородникам; - укрепления материально-технической базы сельскохозяйственных предприятий и крестьянско-фермерских хозяйств. 8) Использование потенциала создаваемой системы повышения квалификации кадров в районе (учебные заведения и центры, включая и центры внутрифирменного обучения) для непрерывного совершенствования профессионализма кадрового корпуса отрасли.
Необходимые изменения в экономическом законодательстве
- осуществить на основе:
a) формирования институциональной базы для обеспечения экономических интересов Балахнинского района на региональном и федеральном уровнях; b) создание институциональных предпосылок для обеспечения устойчивого развития Балахнинского района в среднесрочной перспективе.
Основные мероприятия, содействующие реализации этих стратегических ориентиров:
1) Разработка нормативных актов, направленных на устойчивое развитие Балахнинского района, представление перечня необходимых законодательных актов на областной уровень.
2) Создание системы лоббирования интересов Балахнинского района.
3) Лоббирование принятия на федеральном и региональном уровне нормативных актов, направленных на: - отмену, пересмотр, либо приостановку действия законодательных актов, не обеспеченных источниками финансирования, заменив их на адресные материальные выплаты по категориям населения; - изменение подхода к формированию доходной части местных бюджетов так называемых районов-доноров в части увеличения доли налоговых платежей в пользу местного бюджета от всех поступивших на территории налогов; - принятие механизма субсидиарной ответственности государства (как Федерации, так и субъектов РФ) перед муниципальными образованиями; - закрепление за органами местного самоуправления собственной минимальной доходной базы в рамках самостоятельного бюджетного планирования (при принятии законов «О минимальных государственных социальных стандартах» и «О минимальном бюджете»); - обеспечение и гарантии права местного самоуправления на судебную защиту их экономических интересов (внесение в Гражданский кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, Бюджетный кодекс РФ и другие федеральные законы); - полную передачу в доходную часть местного бюджета налоги на землю, на имущество организаций, на недвижимость, подоходный налог, налог на совокупный доход; - разработку единой методики расчета налогового и бюджетного потенциала территории на основе единых нормативов для расчета доходных возможностей, бюджетной обеспеченности муниципальных образований и размеров необходимой финансовой помощи; - закрепление на постоянной или долговременной основе за муниципальными образованиями нормативов отчислений от федеральных и региональных налогов и доходных источников без возможности их изменения - на уровне субъектов РФ; - разработку и принятие на федеральном уровне государственной Программы «Развитие муниципальных образований».
Необходимые изменения в структуре управления Балахнинским районом
Целью работы является оптимизация структуры управления в районе.
Основные мероприятия, содействующие реализации этих стратегических ориентиров:
1) Формирование эффективных управленческих структур, осуществляющих внедрение принципов стратегического управления в практику работы администрации, в частности, а) в новых условиях целесообразно вопросы, связанные с экономикой и финансами (отделы экономики, финансов, управления муниципальной собственностью, контроля и другие), передать в непосредственное управление первому заместителю главы администрации района (для этого ввести должность второго заместителя по вопросам стратегического управления, экономики и финансам), б) при проведении конкурса на замещение руководящих кадров основным критерием должна стать экономическая и финансовая грамотность кандидата. 2) Отслеживание изменений во внешней среде, включая позиции групп влияния района (Совет пенсионеров, Совет предпринимателей и т.п.). 3) Активизация и повышение эффективности диалога с общественностью и вовлечение ее в разрешение проблем развития района (в т.ч. через домовые комитеты, женсоветы, организации ветеранов и др.). 4) Эффективное лоббирование интересов района на областном и федеральном уровнях. 5) Формирование кадрового резерва администрации. 6) Ревизия ранее принятых Правил и Положений на соответствие действующему законодательству.
Реализация СТРАТЕГИИ
При разработке СТРАТЕНИИ определены стратегические проблемы, препятствующие развитию района, намечены стратегические направления деятельности и ключевые задачи по их разрешению.
Реализация СТРАТЕГИИ зависит от индивидуальных и коллективных усилий администрации района, которая по определению возглавляет этот процесс, представителей других органов власти, хозяйствующих субъектов и представителей общественности.
Роль администрации Балахнинского района, помимо реализации традиционных функций управления районом, состоит в:
1) организации процесса внедрения принципов стратегического управления в практику работы самой администрации и хозяйствующих субъектов на территории района (основные блоки – анализ изменений, реализация стратегии социального партнерства, включая представителей крупного, среднего и малого бизнеса, создание системы мониторинга реализации СТРАТЕГИИ, включая анализ ее выполнения и процедуру обновления СТРАТЕГИИ); 2) периодическое информирование общественности района о результатах реализации СТРАТЕГИИ, включая анализ причин возможных неудач и описание действий, направленных на достижение результатов; 3) расширением практики лоббирования корпоративных интересов района во властных структурах различного уровня; 4) помощи в расширении клиентской базы предпринимательским структурам района, в повышении доли потребительского рынка, охватываемого предпринимателями Балахнинского района; 5) содействии в получении льгот и субсидий и ресурсов разного рода и информационно-методической поддержке региональных предприятий и организаций и фирм-нерезидентов, в деятельности которых заинтересован район.
Направления, определенные в СТРАТЕГИИ, детализируются в ряд управленческих документов администрации и других органов власти, ключевых представителей бизнеса и общественности.
Основными механизмами реализации СТРАТЕГИИ являются:
-
общественное обсуждение проекта СТРАТЕГИИ и утверждение СТРАТЕГИИ Земским Собранием), в результате проект СТРАТЕГИИ становится документом, обязательным к исполнению на всех уровнях управления Балахниского района;
-
определение перспектив развития ключевых элементов СТРАТЕГИИ (пример – развитие малого предпринимательства в Балахнинском районе, приведенные в томе Приложений);
-
формирование организационных основ для продвижения СТРАТЕГИИ (приоритетные мероприятия определены в рамках документа – ключевые элементы СТРАТЕГИИ, необходимые изменения в управлении);
-
разработка и реализация ряда комплексных программ (программа внедрения принципов стратегического управления процессами экономического развития в практику работы администрации; программа «Кадры» - переподготовка и повышение квалификации управленческих кадров, специалистов и работников массовых профессий; программа поддержки и развития малого предпринимательства; программа реформирования ЖКХ, предусматривающая с учетом анализа состояния системы жилищно-коммунального хозяйства разработку мер по повышению эффективности структур жизнеобеспечения; программа экологического обновления территории в т.ч. в рамках ФЦП «Возрождение Волги»; программа развития сельских территорий; программа профилактики заболеваний и улучшения здоровья сообщества; программа развития культуры как интеллекта сообщества и антипода распространению негативных социальных проявлений; программа по внедрению инноваций и новых технологий в экономику района; программа управления муниципальными финансами, направленная на повышение эффективности использования бюджетных средств и совершенствование системы управления муниципальной собственностью;
-
комплексный план социально-экономического развития района, увязывающий бюджетные ресурсы с реализацией стратегических направлений на текущий год и разрабатываемый в рамках проекта бюджета на текущий год.
Важнейшим направлением работы является создание системы мониторинга реализации СТРАТЕГИИ. Ход реализации, естественно, должен отслеживаться с точки зрения основных индикаторов и результатов (представленных ниже), а не с точки зрения затрачиваемых ресурсов или показателей эффективности.
Основные индикаторы и ожидаемые результаты
Þ Ликвидация задолженностей предприятий и организаций по выплате заработной платы. Снижение доли граждан, живущих ниже уровня официального прожиточного минимума
Þ Повышение социальной и экономической активности, рост занятости населения (прежде всего, в сфере малого бизнеса). Развитие кадрового потенциала
Þ Эффективная деятельность по предотвращению распространения социально опасных заболеваний. Улучшение обеспечения личной и имущественной безопасности граждан. Создание более комфортных условий для ведения бизнеса
Þ Рост количества и качества предоставляемых населению коммунальных услуг. Расширение зеленых зон и их обустройство, улучшение благоустройства жилых территорий
Þ Снижение уровня энергозатрат и энергопотерь в жилищно – коммунальном хозяйстве
Þ Формирование личностно ориентированных систем в образовании, здравоохранении и культуре
Þ Рост собственных доходов бюджета
Þ Повышение уровня инвестиционной активности предприятий района
Þ Уменьшение вредных выбросов и улучшение экологической ситуации. Создание системы утилизация производственных и коммунальных отходов
Þ Повышение эффективности деятельности органов местного самоуправления на основе улучшения взаимодействия власти, общественности и бизнеса.
[2] 30% по итогам 2001 года, что хуже среднероссийского, но на 4% лучше среднеобластного показателя
|